
Toyota представила свой новейший концепт внедорожника – Tacoma H2-Overlander, призванный покорить дикую природу с минимальным воздействием на окружающую среду. Этот автомобиль, созданный на проверенной платформе TNGA-F, использует гибридную силовую установку на водородных топливных элементах (FCEV) и аккумуляторно-электрических технологиях (BEV). Главная особенность: его выхлоп состоит исключительно из воды, что позволяет путешественникам максимально бережно относиться к природе, не оставляя углеродного следа.
Под капотом Tacoma H2-Overlander скрывается впечатляющая мощь в 547 лошадиных сил, которую обеспечивают два электродвигателя. Но помимо динамики, концепт демонстрирует исключительную практичность. Он оснащен 15-киловаттным блоком отбора мощности, способным запитать целый дом в автономном режиме или одновременно заряжать два электромобиля через двойные розетки NEMA 14-50. Эта функция гарантирует, что даже в самых отдаленных уголках ни один внедорожник на электротяге не останется без заряда, подчеркивая принцип «товарищеской помощи» в суровых условиях бездорожья.
Разработка Tacoma H2-Overlander – это результат кропотливой работы инженерных команд Toyota Racing Development (TRD) в Калифорнии и Северной Каролине, при поддержке обширного технического опыта научно-исследовательского подразделения Toyota Motor North America. Проект был реализован специально для выставки SEMA, наглядно демонстрируя огромный потенциал водородных топливных элементов и их универсальность, способную открыть новые горизонты в мобильности.
Основой высокопроизводительной силовой установки выступает водородный топливный элемент второго поколения от Toyota Mirai и три водородных бака общей емкостью 6 килограммов, интегрированные в раму автомобиля. Топливные элементы генерируют электричество путем химической реакции водорода и кислорода, единственным побочным продуктом которой является водяной пар. Дополняет эту систему литий-ионный аккумулятор емкостью 24,9 кВт-ч. Вместе они питают передний двигатель мощностью 225 кВт и заднюю электроось мощностью 188 кВт, обеспечивая мгновенный отклик, крутящий момент и рекуперативные возможности, характерные для электромобилей, но с преимуществом быстрой заправки водородом.
Мгновенный крутящий момент электрифицированной трансмиссии передается через передний дифференциал ограниченного проскальзывания и задний электронный блокируемый дифференциал, что делает Tacoma H2-Overlander настоящим полноприводным внедорожником для дальних путешествий. Шасси и подвеска также получили значительные обновления: комплект TRD billet с длинным ходом, высокопроизводительные амортизаторы Fox 2.5 Performance Elite Series (адаптированные от Toyota Tundra) обеспечивают улучшенную артикуляцию и амортизацию на пересеченной местности. Усиленная тормозная система от Tundra и кастомные 17×8,5-дюймовые диски с агрессивными 35×12.5R17 внедорожными шинами гарантируют надежное сцепление и безопасность. Система охлаждения TRD, заимствованная у Tacoma TRD Pro и Lexus RZ, поддерживает оптимальную температуру водородных и электрических систем даже при высоких нагрузках.
Одной из наиболее уникальных особенностей концепта является запатентованная TRD система рекуперации выхлопной воды. Она собирает и фильтрует воду – единственный побочный продукт работы топливных элементов – для использования в кемпинге и на природе. По сути, эта дистиллированная вода, не содержащая минералов, идеально подходит для умывания и душа. Хотя пить ее не рекомендуется, ее наличие значительно повышает автономность в удаленных местах, где доступ к воде ограничен.
Создание Tacoma H2-Overlander доказало, что водородные технологии способны сочетать приключения и производительность, приближая реализацию концепции Toyota о будущем без углеродных выбросов. Проект был сопряжен с серьезными трудностями. Превращение бензинового Tacoma в полноприводный концепт на водородных топливных элементах требовало интеграции совершенно новой силовой установки в автомобиль, изначально для этого не предназначенный, причем в крайне сжатые сроки. «Время было нашим главным вызовом», – отмечает Крейг Коутен, менеджер группы развивающихся технологий TRD. – «Нам нужно было понять, что мы можем сделать в кратчайшие сроки, чтобы представить на SEMA полностью интегрированный автомобиль, который когда-то работал на бензине, а теперь – на водороде».
Для решения этих задач инженеры TRD активно использовали передовое CAD-моделирование, 3D-печать прототипов и тесное сотрудничество между различными подразделениями – от групп шасси TRD в Северной Каролине до команд по водородным и электромобильным технологиям в Калифорнии. Все работы были выполнены собственными силами TRD-USA. В процессе разработки команда внедрила несколько инноваций, в том числе ту самую запатентованную систему рекуперации воды и эксклюзивную, робоформованную заднюю дверь, разработанную совместно с Toyota Motor North America Stamping.
Внешний вид концепта также функционален и продуман. Он оснащен кастомизированным кемпером для автопутешествий с аэродинамическими панелями из переработанного углеродного волокна. Помимо этого, автомобиль получил усиленные внедорожные бамперы спереди и сзади, интегрированные точки для буксировки, лебедку и двойные выносные кронштейны. В кузове предусмотрены крепления и система хранения для сэнд-траков. Специализированное, соответствующее нормам DOT, освещение включает передние световые балки, противотуманные фары и систему освещения для лагеря.
«Концепт Tacoma H2-Overlander воплощает многовекторный подход Toyota к достижению углеродной нейтральности, демонстрируя, что существует не один путь к чистому будущему», – заявляет Майк Трипп, вице-президент группы маркетинга Toyota. – «На SEMA, под нашей темой «Движимые возможностями», мы показываем, что водород не просто жизнеспособен, но и является ключевым элементом в видении Toyota того, что нас ждет дальше. Этот концепт доказывает, что чистая энергия и реальные внедорожные возможности могут идти рука об руку». Tacoma H2-Overlander Concept будет представлен на выставке SEMA Show 2025 с 4 по 7 ноября в Лас-Вегасском конференц-центре на стенде Toyota. Этот водородный внедорожник – один из нескольких экспонатов, демонстрирующих приверженность бренда инновациям во всех типах силовых агрегатов – бензиновых (ICE), гибридных (HEV), плагин-гибридных (PHEV), аккумуляторно-электрических (BEV) и на топливных элементах (FCEV). Посетители выставки смогут вживую оценить Tacoma H2-Overlander и увидеть, как Toyota формирует будущее мобильности, оставаясь верной своему наследию внедорожного мастерства.