CAeS и NOC: водородный дрон Stingray для мониторинга океана



Британская аэрокосмическая компания Cranfield Aerospace Solutions (CAeS) и один из ведущих мировых океанографических институтов, Национальный океанографический центр (NOC), подписали Меморандум о взаимопонимании. Этот шаг предвещает потенциальное партнерство, направленное на использование беспилотного летательного аппарата (БПЛА) ST-5 Stingray компании CAeS для революционного мониторинга океана.

Меморандум призван усилить сотрудничество между двумя организациями, способствуя обмену знаниями и поддержке будущих проектов. NOC, имеющий более чем шестидесятилетнюю историю в области океанографии, стремится внедрять инновационные решения для изучения критически важных океанических процессов, таких как потенциальное прекращение океанической конвекции в Северо-Атлантическом приполярном круговороте, в рамках своей программы ARIA Forecasting Tipping Point.

ST-5 Stingray, названный так из-за своей характерной формы и размаха крыльев в 5,5 метров, представляет собой беспилотную авиационную систему (БАС) с гибридным крылом и фюзеляжем. Аппарат, разработанный и построенный компанией CAeS, предназначен для полетов на водородно–электрической тяге. Его ключевые преимущества – повышенные эксплуатационные возможности, низкая стоимость владения и нулевые выбросы в процессе использования.

Первый публичный показ ST-5 Stingray состоялся на авиасалоне Dubai Airshow 2025. Дрон был представлен в павильоне S34 Статического парка Фонда стратегического развития (SDF), являющегося крупным инвестором в Cranfield. SDF – это инвестиционная структура со штаб-квартирой в Абу-Даби, полностью принадлежащая EDGE Group.

Богатый опыт CAeS в разработке и интеграции беспилотных систем подтверждается участием в таких ключевых концептуальных проектах, как X-48B/C, над которыми CAeS совместно с Boeing и NASA работала на протяжении одиннадцати лет. Эти проекты были сфокусированы на оптимизации аэродинамической эффективности крыла для максимальной интеграции разнообразных полезных нагрузок. Дизайн ST-5 Stingray направлен на достижение максимальной эффективности полета, а его распределенная двигательная установка обеспечивает до 60% больше грузового объема по сравнению с обычными самолетами аналогичного веса.

Универсальная конструкция дрона позволяет использовать его в широком спектре задач, включая транспортировку грузов, атмосферные исследования, поисково–спасательные операции и картографирование. Благодаря своим возможностям по полезной нагрузке и размерам, платформа легко адаптируется для интеграции оборудования наблюдения или сложного оборудования для экологического мониторинга. ST-5 Stingray будет предлагаться в нескольких вариантах, обеспечивающих увеличенную полезную нагрузку или повышенную дальность полета и выносливость.

Разработка проекта ST-5 активно продвигалась в последние месяцы, начавшись в июне 2025 года. Процесс включал концептуальное проектирование, закупку компонентов, стендовые испытания, а также структурное производство и сборку. В настоящее время команда CAeS занимается установкой двигательной установки в конструкцию планера.

Пол Кларк, технический директор CAeS, подчеркнул: «Разработка ST-5 станет первой БПЛА–платформой, специально спроектированной для максимального использования потенциала водородной силовой установки. Аэродинамическая эффективность конструкции в сочетании с интеграционной эффективностью нашей модульной технологии топливных элементов создает качественный скачок в производительности миссий и предоставляет значительное пространство для размещения разнообразных полезных нагрузок. Сложные условия окружающей среды и фантастические технологии, разработанные командой и партнерами NOC, представляют собой те трудные требования и «злые задачи», которые мы любим решать. Наши безэмиссионные решения открывают новые возможности для научных исследований без негативного воздействия на чувствительные среды, находящиеся в фокусе внимания».

Профессор Кристин Гомменгингер, главный научный сотрудник NOC, отметила: «БПЛА Stingray предлагает исключительную выносливость и грузоподъемность, что делает его привлекательной платформой для достижения наших целей по долгосрочному, недорогому, безэмиссионному сбору воздушных данных». Она добавила, что Меморандум «укрепляет наше сотрудничество с CAeS по совместной разработке платформы для сложных морских условий, в преддверии потенциальной будущей совместной демонстрационной кампании в воздухе».

CAeS и NOC продолжат совместную работу по определению требований и ожидаемых операционных сценариев, необходимых для получения достоверных океанических наблюдений как в открытом океане, так и в прибрежной зоне.