
Компания ZeroAvia объявила об успешном прохождении заявки на грант в размере 21,4 млн евро от европейского Инновационного фонда. Эти средства будут направлены на поддержку внедрения водородно-электрических самолетов, что знаменует собой важный шаг к декарбонизации региональной авиации.
Проект предусматривает переоборудование 15 самолетов Cessna Caravan водородно-электрическими двигателями ZA600 производства ZeroAvia. Запуск коммерческих операций запланирован на 2028 год. В рамках инициативы также будет создана необходимая инфраструктура для заправки и хранения водорода в 15 норвежских аэропортах. Это позволит сформировать крупнейшую в мире сеть коммерческих рейсов с нулевым уровнем выбросов.
Ожидается, что использование таких самолетов на грузовых маршрутах вместо традиционных турбовинтовых аппаратов, работающих на керосине, приведет к сокращению выбросов парниковых газов более чем на 95 процентов. Названия авиаперевозчиков, которые будут участвовать в этой сети, будут объявлены позднее. Проект, получивший название ODIN, призван подтвердить техническую эффективность и экономическую целесообразность эксплуатации водородно-электрических самолетов в коммерческих целях, стимулируя их дальнейшее внедрение как в Норвегии, так и по всей Европе и за ее пределами.
Предложение проекта получило высокую оценку как соответствующее целям инициативы ЕС «Платформа стратегических технологий для Европы» (STEP) и удовлетворяет требованиям для получения знака качества STEP. Этот знак, присуждаемый Европейской комиссией, подтверждает, что проект направлен на стимулирование инвестиций в критически важные технологии в Европе. Инновационный фонд, финансируемый за счет доходов от Системы торговли выбросами ЕС, является одной из крупнейших в мире программ поддержки демонстрации инновационных низкоуглеродных технологий. Он сосредоточен на крайне инновационных и масштабных проектах с европейской добавленной стоимостью, способных значительно сократить выбросы парниковых газов.
Силовая установка ZA600 от ZeroAvia использует топливные элементы для выработки электроэнергии из водородного топлива без процесса сгорания. Это означает, что единственным выбросом является низкотемпературный водяной пар. Компания уже успешно испытала прототип этой системы в полете, а в настоящее время проводит наземные испытания ее окончательной конструкции для сертификации. Параллельно ZeroAvia сотрудничает с Управлением гражданской авиации Великобритании (UK CAA) и Федеральным управлением гражданской авиации США (US FAA) по программам сертификации двигателя.