Первая в мире заправка жидким водородом приближает H2-электрический полет в Австралазии



Компании из Новой Зеландии и Австралии, активно развивающие технологии жидкого водорода для обеспечения первых водородно-электрических полетов в Австралазии, достигли значительного прорыва в переходе к авиации с нулевым уровнем выбросов.

Компании Fabrum, AMSL Aero и Stralis Aircraft успешно провели первую в мире заправку инновационных авиационных баков жидким водородом. Топливо было произведено и хранилось непосредственно на территории международного аэропорта, что стало ключевым этапом в подготовке к предполетным испытаниям. Процедура заправки состоялась на специализированном испытательном полигоне Fabrum для жидкого водорода, расположенном в аэропорту Крайстчерча. Этот объект был создан в партнерстве с аэропортом в рамках его программы по развитию возобновляемых источников энергии.

Кристофер Бойл, управляющий директор Fabrum – компании из Крайстчерча, признанной мировым лидером в технологиях перехода к нулевым выбросам, – подчеркнул: «Наши легкие композитные баки, вместе с нашей системой сжижения и заправки водорода, являются критически важными элементами для полетов на водородном топливе. Впервые объединив все эти составляющие на территории международного аэропорта – производство, хранение и подачу жидкого водорода в композитные авиационные баки в качестве топлива – мы доказываем, что технологии жидкого водорода для самолетов уже доступны, и что водородно-электрический полет скоро станет реальностью в Австралазии».

Доктор Адриано Ди Пьетро, генеральный директор AMSL Aero из Сиднея, разработчика ведущего в мире водородно-электрического самолета вертикального взлёта и посадки (eVTOL) Vertiia, заявил: «Vertiia – это первый в мире eVTOL, изначально спроектированный для питания водородом, обеспечивающего дальние, грузовые и пассажирские перевозки. Vertiia должен быть максимально легким, чтобы достичь дальности полета в 1000 км, полезной нагрузки в 500 кг и крейсерской скорости 300 км/ч. Жидкий водород – это самый легкий метод хранения энергии с нулевым уровнем выбросов для дальних полетов; никакая другая технология в настоящее время не может сравниться с ним. Мы часто слышим вопрос: “Вы летаете на Vertiia и разрабатываете комплексную водородную систему, но что еще должно произойти, чтобы Vertiia полетел на жидком водороде?” Сегодня, вместе с Fabrum, мы продемонстрировали ключевые этапы этого процесса: от производства жидкого водорода до заполнения нашего наземного транспортного контейнера, а затем заполнения баков, которые мы установим на наш самолет перед нашими первыми полетами на жидком водороде в следующем году. Это значительный прорыв».

Боб Крайнер, генеральный директор Stralis Aircraft из Брисбена, разработчика высокопроизводительных и экономичных водородно-электрических силовых установок, добавил: «Приятно видеть, как раскрываются и тестируются новые водородные технологии Fabrum. Мы работаем с Fabrum над разработкой бортовых баков для нашего испытательного самолета с фиксированным крылом, чтобы подавать водород в нашу водородно-электрическую силовую установку. Мы рады, что системы подачи водородного топлива Fabrum для этих бортовых баков доказали свою эффективность в ходе испытаний. Это жизненно важный шаг к нашим первым летным испытаниям на жидком водороде».

Джастин Уотсон, генеральный директор аэропорта Крайстчерча, отметил: «Приятно приветствовать лидеров авиационной отрасли, прокладывающих путь к переходу на будущее с низким уровнем выбросов, здесь, в аэропорту. Аэропорт Крайстчерча продолжает играть ведущую роль в развитии инфраструктуры с нулевым уровнем выбросов, позиционируя себя как поддержку авиации на жидком водороде».

Кристофер Бойл также подчеркнул, что Fabrum, AMSL Aero и Stralis Aircraft убедительно демонстрируют, что жидкий водород является реальной альтернативой для авиационной отрасли. Среди ключевых инновационных технологий жидкого водорода и новаторских авиационных проектов, представленных на испытаниях, особо выделяются:

Fabrum представила трехслойные композитные бортовые баки для авиационного применения на своем испытательном полигоне в аэропорту. Революционные методы производства композитов Fabrum – это кульминация более чем двух десятилетий исследований и разработок в области криогеники и композитных материалов. Их запатентованная технология трехслойных баков для жидкого водорода обеспечивает улучшенную теплоизоляцию и быструю заправку по сравнению с обычными двухслойными конструкциями, сокращая время заправки до 70% и потери на испарение до 80% во время заправки.

AMSL Aero получила композитные бортовые авиационные баки, разработанные Fabrum, которые будут установлены на ее самолет Vertiia для дальних полетов. Криогенный дьюар хранит жидкий водород с точкой кипения значительно ниже комнатной температуры. Использование водорода позволит Vertiia достичь оптимальной дальности, полезной нагрузки и скорости.

Stralis Aircraft расширяет свой портфель водородных технологий, приобретая криогенный дьюар для хранения и заправки жидкого водорода, дополняющий бортовые баки для жидкого водорода и топливную систему. Легкая водородно-электрическая силовая установка компании будет питаться жидким водородом из криогенных авиационных баков Fabrum, которые установлены на крыльях испытательного самолета Stralis с фиксированным крылом. Stralis ожидает, что ее водородно-электрическая силовая установка позволит летать в десять раз дальше, чем альтернативы на аккумуляторных батареях, и сэкономить 20–50% эксплуатационных расходов по сравнению с ископаемым топливом. Первый испытательный полет на водороде ожидается в Австралазии в течение шести месяцев.

Эти достижения в области водородных технологий являются результатом тесного отраслевого сотрудничества, направленного на ускорение развития авиации с нулевым уровнем выбросов. Компании Fabrum, AMSL Aero и Stralis Aircraft активно участвуют в Hydrogen Flight Alliance в Австралии, которая занимается продвижением водородно-электрических полетов. AMSL Aero недавно получила грант от Департамента промышленности правительства Австралии в рамках Программы совместных исследовательских центров (CRC-P) на проект «Самолет на жидком водороде для региональной и удаленной Австралии», где Fabrum также входит в число партнеров. Stralis Aircraft и Fabrum также получили поддержку от Ara Ake, новозеландского центра будущей энергетики, для ускорения разработки водородных технологий для первого полета в Австралазии, работающего на жидком водороде.