
Принятие Национальной миссии по зелёному водороду (NHGM) в январе 2023 года стало катализатором развития водородной отрасли Индии. Эта амбициозная программа, поддержанная бюджетным ассигнованием в размере 197 миллиардов индийских рупий (что эквивалентно 2,2 миллиарда долларов США), ставит целью производство 5 миллионов метрических тонн (MMtpy) зелёного водорода к 2030 году. По данным Института экономики энергетики и финансового анализа (IEEFA), этот шаг значительно активизировал интерес к сектору.
Зелёный водород, представляющий собой чистый, устойчивый и универсальный источник энергии, а также ценное химическое сырьё, обладает огромным потенциалом для декарбонизации так называемых «труднодоступных» отраслей. Он может радикально изменить подходы в производстве удобрений, судоходстве и авиации, предлагая экологически чистые альтернативы традиционному топливу и сырью.
Темпы развития инфраструктуры внушают оптимизм, но и порождают вопросы. По состоянию на август 2025 года, 158 проектов по производству зелёного водорода находятся на различных стадиях реализации. Заявленная общая мощность достигает впечатляющих 11,2 MMtpy, что составляет около 94% от всех анонсированных водородных мощностей. Однако IEEFA подчёркивает, что большинство этих проектов находятся на начальных этапах: всего 0,1% (или 9 770 тонн в год) находятся в стадии строительства, и лишь 2,8% (300 тысяч тонн в год) уже функционируют.
«Несмотря на то, что заявленная мощность почти в 2,4 раза превышает целевой показатель правительства, что свидетельствует о высоком интересе инвесторов к индийскому зелёному водороду, возникают серьёзные вопросы о том, какая часть этой мощности будет реализована. Мы видим значительные препятствия на пути к широкому внедрению и потреблению», – отмечает Чарит Конда, специалист по энергетике IEEFA и один из соавторов аналитического отчёта.
В глобальном масштабе индустрия зелёного водорода сталкивается с рядом вызовов. Высокие производственные затраты и неопределённость долгосрочного спроса создают риски для инвесторов. Кроме того, различающиеся определения «зелёного» или «низкоэмиссионного» водорода в разных странах затрудняют его становление как полноценного международно торгуемого товара, препятствуя формированию единого рынка.
Развитие инфраструктуры является критически важным для реализации потенциала зелёного водорода. Это включает в себя не только электролизёры и хранилища, но и эффективные сети передачи электроэнергии и трубопроводы. Чарит Конда подчёркивает, что в Индии передача электроэнергии в данный момент более практична, чем транспортировка водорода, благодаря уже существующей и хорошо развитой электросети.
Спрос на зелёный водород будет формироваться из нескольких ключевых источников, как объясняет Кайра Рахеха, аналитик по энергетике IEEFA и ещё один соавтор отчёта. Это замещение существующего «серого» водорода, новые области применения в трудно поддающихся декарбонизации секторах и экспорт. Согласно правительственным оценкам, полное замещение «серого» водорода в нефтепереработке и производстве удобрений может создать внутренний спрос до 5 MMtpy.
Отраслевые прогнозы предполагают, что общий спрос на водород в Индии может достичь 15–20 MMtpy к 2030 году. С учётом правительственной цели в 5 MMtpy зелёного водорода, около 25–33% этого спроса может быть удовлетворено за счёт экологически чистого производства. Более того, при поддержке надёжных политических рамок, которые стимулируют новые применения в сталелитейной промышленности, транспорте, химическом секторе и на экспортных рынках, спрос на зелёный водород может вырасти до 4,08–6,57 MMtpy.
Для содействия международной торговле водородом IEEFA предлагает разработать глобально признанную систему учёта выбросов. Инициатива Международного энергетического агентства (МЭА) по созданию «водородного продуктового паспорта» с данными об интенсивности выбросов могла бы значительно повысить интероперабельность и прозрачность на мировом рынке.
На внутреннем рынке Индии обязательства по закупке водорода могут обеспечить стабильный спрос, требуя от промышленных предприятий использовать определённую долю энергии из зелёного водорода. Создание специализированных водородных хабов также способно ускорить внедрение, объединяя производство, хранение и конечное потребление в одном месте, что снижает затраты и позволяет совместно использовать инфраструктуру.
«Хотя политические инициативы и высокие цели по декарбонизации, вероятно, станут движущей силой для зелёного водорода, устойчивое формирование спроса в долгосрочной перспективе потребует как глобального сотрудничества, так и конкретных шагов по внутреннему внедрению зелёного водорода», – заключает Чарит Конда, подчёркивая комплексность задачи.